Моя философия
  Тупик коммунизма

Часть I. Проблемы марксизма

Эссе



Содержание


      Предисловие
      1. Проблемы марксизма
      2. Идеализм марксизма
           2.1. Исторические науки
           2.2. Краеугольные камни марксизма
           2.3. Идея общественного строительства
           2.4. Историческое строительство и общественное развитие
           2.5. Как идеализм проник в материалистическое учение?
           2.6. Развитие идеализма в марксизме
      3. Периодизация исторического развития
           3.1. Общественно-экономическая формация
           3.2. Собственность и свобода производительной силы в историческом разрезе
           3.3. Государство и собственность
           3.4. Социалистическая формация
           3.5. Многоплановость экономики и общественный строй
           3.6. Собственник средств производства как производительная сила
           3.7. Дуализм понятия общественно-экономическая формация
           3.8. Общественно-экономическая формация реальность или выдумка?
      4. Проблемы экономического учения Маркса
      5. Монополизация экономики и общественное развитие
      6. Стадии развития капитализма
      7. Практика социалистического строительства в СССР
      Заключение



Предисловие


      Мой отец еще в юности воспринял идеи коммунизма и до конца свой жизни остался верен этому выбору. В возможность построения коммунизма верили многие люди из того, еще довоенного поколения.
      Я, представляя уже поколение выросшее в условиях большей свободы и более широкого доступа к информации, не воспринимал идею коммунизма как абсолютную истину. Изучая основы марксизма-ленинизма, я не задумывался над тем насколько эта теория истина или нет. То, что нам рассказывали на лекциях, я воспринимал как некую данность, которую надо воспринимать целостно. Даже когда распался СССР и к нам широко ворвался капитализм, я не размышлял о причинах происшедших событий. Было не до того.
      Надо сказать, что после падения социализма в СССР осталось много неосмысленных вопросов по поводу правильности исторического выбора, как в предыдущие десятилетия ХХ века, так и в настоящее время. Например, что из того общества, в котором мы жили, было объективной реальностью, а что создавалось и навязывалось искусственно? Я должен заметить, что осмыслить прошлое можно только с высоты прошедших лет, обретя новый жизненный опыт. Разве можно было познать сущность капитализма не пожив при капитализме? Разве можно понять, что думает рабочий или капиталист, не побывав их шкуре?
      У меня как и многих моих современников родом из бывшего СССР есть уникальный жизненный опыт. Мы все родились при социализме и прожили при советском общественном строе определенную часть своей жизни, но за прошедшие почти два десятилетия после распада СССР мы смогли познать и жизнь при капитализме.
      Спустя 10 лет после краха советской системы отец неожиданно задал мне простой вопрос: "Мое образование завершилось в середине прошлого века, когда я закончил институт. Все науки в первую очередь естественные науки за это время успешно развивались, а в общественных науках наблюдался застой. Ты вот скажи мне, почему за семьдесят лет ученые в СССР не создали новой теории, развивающий марксизм?" [1]
      На такой неожиданный вопрос я не смог сразу дать ответ. Вечером за чашкой чая я вспомнил тот разговор, и сами собой стали складываться кирпичики понимания. На самом деле я знал много, вот только нужно было потянуть за ниточку, которая распутает весь клубок. Позднее отец задал мне и другие вопросы, на которые мне приходилось искать ответы и дополнять уже написанное. Для понимания прошлось обдумать разные темы. Тот вопрос заданным отцом и явился тем толчком, который привел к написанию этого произведения.
      В этой работе предпринимается попытка понять некоторые законы общественного развития с точки зрения естественной науки на основе приоритета материального над идеальным. Попутно обсуждаются некоторые недостатки в изучения общественного развития на основе классической теории марксизма.
      Под собирательным названием "марксизм" понимается вся коммунистическая идеология как принадлежащая перу Маркса и Энгельса, так и теория строительства социализма в СССР созданная их последователями. Понятие "коммунизм" включает в себя самые общие представления о справедливом обществе будущего примерно так, как нам представляли коммунизм во времена развитого социализма партийные пропагандисты.
      Конечно, данная тема обширна, чтобы сразу ответить на все вопросы, да я и не ставлю такой цели. Точно также я изначально не ставил цели критиковать марксизм. Более того, я скорее критикую не сами произведения классиков, а то их формальное и в некотором смысле вульгарное представление, которым нас пичкали во времена развитого социализма. Ведь именно такое понимание марксизма и идей построения коммунизма осталось в памяти моего поколения и должно быть осмысленно, и очищено от плевел.
      Просто я хотел ответить на простые вопросы. Мои ответы, очевидно, будут неожиданными для некоторых специалистов историков и экономистов, и я не настаиваю на их абсолютной истинности. Однако я везде стараюсь дать логическое обоснование моим выводам. Само собой сложилось то, что сложилось и пусть о результатах судит читатель.



[1] Много позднее я узнал о том, что перестройку идейно готовили те ученые, которые критически пересмотрели марксизм, или попали под влияние буржуазной идеологии. Однако о том, что общественная мысль как-то развивается где-то там, в кулуарах Кремля нам тогда не сообщали.



Ссылки
Новости
Библиотека

В оформлении страницы использована картина Ильи Глазунова "Великий эксперимент" http://www.glazunov.ru/RU/B_Eksperiment.htm


Hosted by uCoz